Долой музыку из учебного плана? - Полезная информация - Каталог статей - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МУЗЫКАНТОВ
Сайт  учителей  музыки
         г. Пскова

Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Четверг, 08.12.2016, 05:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Полезная информация [27]
Рекомендации для учителя [21]
Наш опрос
Каких материалов Вы хотели бы увидеть на сайте больше?
Всего ответов: 195
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
<
Главная » Статьи » Полезная информация

Долой музыку из учебного плана?

Долой музыку из учебного плана?

 «Сбросим классику с парохода современности»

На протяжении последних лет периодически возникают разговоры о том, что «неинтеллектуальные» предметы — музыку, изобразительное искусство, физическую культуру и труд — необходимо вывести во вторую половину дня. Заговорили об этом снова. Недавно премьер-министр РФ поручил Минобрнауки и Минздравсоцразвития рассмотреть возможности вынесения за рамки учебного плана таких предметов, как физкультура, труд, музыка, рисование, которые не требуют большой умственной нагрузки («Известия» от 16.11.2009, «Комсомольская правда» от 30.11.2009, «Аргументы и факты» от 16.11.2009 и т. д.). Похоже, что уже закончили вбрасывать пробные шары и решили: с этими предметами, за исключением физкультуры, можно не церемониться. Да и зачем они нужны? Я почти 30 лет преподаю музыку в общеобразовательной школе. И вот наконец узнал, что мой предмет «неинтеллектуальный». А я-то, наивный, защищал диссертацию по развитию музыкального мышления учащихся на уроках музыки и надеялся, что все-таки развиваю интеллект у моих воспитанников.

Почему же самое долгое образование в мире — музыкальное: музыкальная школа — до 7 лет, музыкальное училище — 4 года, вуз — 5 лет и, возможно, аспирантура 3-4 года? Может, потому, что не требует большой умственной нагрузки?

А может, действительно, пусть изучают великую русскую классическую музыку за границей, а мы будем ездить туда и удивляться, увидев на афишах зарубежных оперных театров и концертных залов фамилии наших композиторов и исполнителей.
Конечно, цивилизованный мир для нас не указ. У нас ведь до сих пор самая читающая страна и самое лучшее образование в мире. С такими нововведениями будет еще лучше! Правда, я не знаю примера цивилизованной страны, в которой музыку бы делали необязательным предметом. Там ее не менее 2 уроков в неделю (по-моему, это минимальное время, в которое можно хоть как-то организовать изучение предмета).
Если бы я своими глазами не видел великолепные духовые оркестры, которые есть почти в каждой американской общеобразовательной школе, и не слышал, как их дети на уроках поют в несколько голосов, то до сих пор считал бы, что у нас лучшее массовое музыкальное образование. Но увы... После XIX века Россия перестала быть самой поющей страной в мире. Духовых оркестров, а тем более симфонических, в наших школах уже нет...
В этом году самую известную музыкальную премию в мире — «Грэмми» получили два русских музыканта — пианист Евгений Кисин и пианист и дирижер Владимир Ашкенази, которые, естественно, выучились в России. Но живут и выступают они практически только на Западе! Сиднейский оперный театр — чудо архитектуры — открывался оперой «Война и мир». Интересно, сколько долей процента населения России знают фамилию композитора? «Карнеги-холл» открывал сам П.И.Чайковский! А в России у него не было своего дома. Кстати, уверен, что в нашей стране больше людей знают, где родился Моцарт, чем где родился Чайковский.
Вынесение уроков музыки во вторую половину дня неизбежно приведет к их необязательности, факультативности. А ведь классическая музыка — гордость России. Это то, чем мы можем гордиться, чем восхищаются во всем мире! Как же можно сделать изучение русской классической музыки необязательным и считать это неумным и разгрузочным? Если бы меня спросили о национальной идее России, то я бы предложил развивать то лучшее, что у нас уже есть: классическую музыку, настоящую литературу, изобразительное искусство, театр, кино. И конечно же, образование. Но
Образ-ование! Искусство как раз и мыслит образами, хотя сейчас оно в школе, да и в обществе в целом, на положении Золушки. Но если дать ему возможность раскрыться, то оно сможет превратить наших учеников в настоящих культурных, воспитанных представителей XXI века, ответственных за себя, своих детей, будущее России!

Артур ЗАРУБА, учитель музыки негосударственного образовательного учреждения «Ломоносовская школа» г. Москвы, кандидат педагогических наук, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-1992»


Математике не жить без искусства,

 но почему же оно не в почете у педагогического руководства

Стремление вывести предметы художественного цикла — музыку, изобразительное искусство — из базисного учебного плана я считаю очень опасной тенденцией. Уже и сейчас под любым предлогом —  в поисках ли дополнительных часов для священных экзаменационных предметов, при отсутствии ли учителя музыки (изобразительного искусства) — эти предметы, увы, легко «вымываются» из расписания. А если захочет ребенок петь, играть на инструментах, рисовать — так есть же школы музыкальные и художественные. При чем здесь наша обычная школа?

Вот при чем. Вспомним, она у нас общеобразовательная. То есть должна давать развивающемуся человеку общее образование. Базовое. Отвечающее жизненно важным, основным — базовым —  потребностям.

Искусство целостно воздействует на ребенка, гармонизирует его ритмическую систему: дыхание, кровообращение. Мы чувствуем родство слов «дыхание» и «душа». Искусство — это своеобразная «зарядка» души. И если с зарядкой физической мы преуспели, и довольно быстро, а интеллект нагружаем едва ли не с пеленок (это отдельная тема), то регулярное очищение и настройка душевного мира пока находятся за пределами всеобщего осознания.

Между тем согласно исследованиям работоспособность школьников на следующем за музыкой уроке повышается на 30%. Также наблюдается повышение уровня читательских и речевых навыков, улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач, улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей, улучшение концентрации внимания, памяти и моторной координации. Чего же нам еще? Очевидно, что недооценка искусства как наиважнейшего образовательного инструмента чревата серьезным недоразвитием базовых способностей детей, а следовательно, в итоге и вредом для их здоровья.

То, что где-то там, за пределами школы, в специализированных школах, студиях, кружках, существуют превосходные специалисты, помогающие способным детям выращивать в себе культуру, замечательно. Но туда ходят совсем немногие и в учебном смысле, как правило, благополучные дети.

Отправляя искусство «куда подальше» от школы, мы не только демонстрируем пренебрежительное к нему отношение как к «ненужному развлечению» (в то время как ведущие умы мира утверждают первенство искусства перед всеми школьными науками), мы также оставляем основную массу детей без удивительного и мощного помощника в их жизни.

«Так как в основном творческая деятельность в математике — это работа образными представлениями, то важнейшей задачей математического воспитания я считаю развитие надлежащих сфер воображения». Эти слова профессора франкфуртского университета им. Й.В.Гете Вольфганга Метцлера, доктора математики, показывают, что для того, чтобы повысить качество даже математического образования, нужно серьезно заниматься в школе искусством, ибо оно создано для развития воображения, интуиции.

О роли искусства в школе многократно высказывались композиторы, художники, ученые: Золтан Кодаи, Бела Барток, Карл Орф, Мария Спайхигер, Ганс Гюнтер Бастиан, Дмитрий Кабалевский, Борис Неменский, Шалва Амонашвили. Страстным призывом звучат слова музыковеда и философа Михаила Казиника о том, что «путь к Нобелевской премии нужно начинать не с химии и не с физики, а с музыки».

Михаил Стародубцев, учитель музыки школы №1060 г. Москвы, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2008»

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 От Аристотеля до IBM

Первая теория воспитания, построенная на принципах гармонии науки и искусства, принадлежала древним грекам, а идея развития в человеке духовных и телесных сил нашла отражение в этических трактатах Аристотеля и Платона. Тогда обучение музыке, счету, грамоте были равнозначны, а игру на инструментах, хоровое пение, хореографию философы ставили на первое место, потому что все это «приучало к упорядоченности в движениях, мыслях, в эмоциях и деятельности». Да и в Древней Руси чтение, письмо, пение, «полезные ремесла» не делили на предметы главные и неглавные.

Немало выдающихся ученых, писателей, философов, физиологов, педагогов, психологов в разные эпохи и времена не раз скажут о том, что перекос в содержании образования в сторону точных, естественно-научных дисциплин в ущерб гуманитарным, связанным с художественно-чувственной стороной психики ребенка, не пройдет безнаказанно для природной гармонии человека. Но далеко не всегда их голос будет услышан. Вот и в современных государственных образовательных стандартах, в фундаментальном ядре общего образования, фигурируют только «основополагающие элементы научного знания», а в требованиях к условиям реализации основной программы начального образования авторы советуют «основные предметы (математика, русский язык, родной язык, иностранный язык) чередовать с уроками изобразительного искусства, труда, физкультуры, ритмики и т. п.» Чередовать, конечно же, необходимо, поскольку физиологами и психологами давно доказано, что предметы, требующие однотипных когнитивных операций и поставленные один за другим, утомляют детей, перегружают их информацией. Неясно, к какой группе важных или маловажных предметов отнесен предмет «Музыка» (в данном контексте он вообще не назван, а ритмики как таковой нет в основной образовательной программе) и по какому принципу нарушено равноправие «правополушарных» и «левополушарных» дисциплин. Возникает вопрос: почему в главном федеральном документе, который определяет вектор новых подходов к содержанию образования, нарушен важнейший для образования и воспитания принцип единства научно-теоретического и художественно-образного освоения мира, а предметы, единственно отвечающие за эмоциональный интеллект, за сенсорно-чувственную способность психики, отнесены к числу неосновных, второстепенных?
Не меньшее заблуждение и миф, от которых следует избавляться, если мы хотим видеть выпускников школ культурными, благородными, совестливыми и интеллигентными людьми, — трактовка предметов искусства в общеобразовательной школе как развлекательных, разгрузочных. На этих уроках в самом деле идет смена деятельности, типов работы психики и нервной системы, что тем не менее не дает оснований причислять их к числу облегченных. И если отойти от существующих стереотипов и более глубоко подойти к проблеме, окажется, что подлинное освоение искусства — процесс не менее трудоемкий и сложный, чем постижение «основополагающих элементов научного знания». Чтобы ввести ребенка в мир настоящего искусства, требуется не меньше работы ума, сердца, души и ученика, и учителя, их упорства, трудолюбия, усердия и, конечно же, мастерства педагога, который должен быть профессионалом, музыкантом, художником. Учителям художественной сферы нужно в минимально отведенное им время научить детей слушать и слышать настоящую музыку (в противовес повсеместно звучащей низкопробной), обучить нотной грамоте, правильному пению, игре на музыкальных инструментах, поставить «руку и глаз» для изобразительной деятельности, а еще проводить огромную творческую работу после уроков, делая жизнь школы яркой, интересной, насыщенной. Таких учителей нужно поддерживать, дорожить ими, а не отводить роль второго плана. И помогать материально, как, например, это сделали с учителями иностранных языков в Москве, существенно повысив им зарплату.
Понимая опасность вытеснения искусства из массового образования, выдающийся музыкант, композитор, просветитель Дмитрий Кабалевский в 70-е годы прошлого века пришел в обычную школу и начал вести уроки музыки. Так родились новая концепция и программа по музыке для общеобразовательных школ. Его высочайший профессиональный и гражданский поступок стал своего рода призывом к творческой интеллигенции: необходимо отстаивать интересы культуры, не быть равнодушными и безучастными в вопросах духовного, нравственного, эстетического развития молодого поколения. И роль настоящего искусства в этом неоспорима. Таким же путем пошел и народный художник России Борис Неменский, который создал уникальную программу по изобразительному искусству для школы и до сих пор остается самым авторитетным художником-педагогом, радеющим за массовое художественное образование.
Открытое письмо в Государственную Думу известных и авторитетных деятелей культуры и науки — тревожный и своевременный сигнал государству, обществу, всем нам о том, что в пылу акцентов на прагматические, рыночно-экономические цели образования нельзя забывать о вечных, непреходящих ценностях, которые должны лежать в основе образования и воспитания.
Кстати, в передовых зарубежных странах с развитой экономикой уже давно не урезают и не посягают на «неосновные» предметы музыкально-художественного цикла, понимая их значение для развития креативных способностей ребенка, которые пригодятся ему в любой профессии в будущем. Не так давно руководитель департамента социальных программ известной компании IBM Герберт Герц с позиции бизнеса заявил: «Мы настаиваем, чтобы в рамках мероприятий по улучшению общего образования именно музыке отводилась все более важная роль, поскольку музыка, как никакая другая дисциплина, обладает потенциалом инновационного развития». И в наших школах, в основном в престижных гимназиях, где знают о преимуществах воспитания по Аристотелю или по примеру дворянских семей, сохраняется высокий уровень музыкального, художественного воспитания. Но такие случаи больше исключение, чем правило. Типично другое: наметилось сокращение школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (кроме Москвы), из-за недогрузки учителям начальных классов передается ведение уроков музыки, что резко снижает качество преподавания, идет повсеместное сокращение кружковой деятельности по искусству и т. д. К этому следует добавить ситуацию с новыми инициативами о возможности переноса названных предметов во вторую половину дня, которая прочно ассоциируется с занятиями по выбору, факультативными. Не должно случиться так, чтобы искусство в явной или скрытой форме было вытеснено из основной, обязательной для всех программы. Если в детском возрасте, в школьные годы ребенок не приобретет опыт общения с настоящим искусством и не получит основ художественного образования, эмоционального развития, его внутренний мир будет обедненным, ему вряд ли удастся определить для себя главные смыслы и ценности в жизни. Не в этом ли состоит свехрхзадача, миссия школьного образования?
А вы как думаете, уважаемые читатели?

Ирина ДИМОВА, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ

http://www.ug.ru/?action=title&tid=1844


игры для android 2.2

ABC - Газонокосилки. Где купить: мотокультиватор крот.

Категория: Полезная информация | Добавил: ivola (08.03.2010)
Просмотров: 1874 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
       
Поиск по сайту
Наши друзья
  •   

  •       Праздники России

    Яндекс.Погода

    Copyright MyCorp © 2016Бесплатный хостинг uCoz