Изменения в российском образовании: больше вреда, чем пользы? - Полезная информация - Каталог статей - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МУЗЫКАНТОВ
Сайт  учителей  музыки
         г. Пскова

Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Пятница, 09.12.2016, 08:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Полезная информация [27]
Рекомендации для учителя [21]
Наш опрос
Каких материалов Вы хотели бы увидеть на сайте больше?
Всего ответов: 195
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
<
Главная » Статьи » Полезная информация

Изменения в российском образовании: больше вреда, чем пользы?

В последнее время самым модным словом в России стало слово «модернизация». Его, после известной статьи президента, употребляют в связи со всеми сферами жизни страны к месту и не к месту. Применительно к образованию употребляют еще и слово «реформирование». Слова эти должны, вроде бы, нести в себе оптимизм. Должны, но этого не происходит. В чем дело? Может быть, мы не понимаем, о чем говорим?

 

Изменения в российском образовании: больше вреда, чем пользы?

 

Луценко Андрей Александрович, отличник народного просвещения РСФСР, учитель истории высшей категории, директор средней общеобразовательной школы № 7 г. Новосибирска

 

 

Давайте разберемся, что включают в себя эти понятия — «модернизация» и «реформирование», — обратившись к столь любимому действующим президентом Интернету.

Реформа (франц. Reforme, от лат. reformo — преобразовываю) — преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений); формально — нововведение любого содержания, однако реформой обычно называют более или менее прогрессивное преобразование.

Модернизация (франц. Moderne — современный) — взаимообусловленные общественные процессы и изменения во всех социальных институтах, сопровождающие процесс индустриализации и характеризующиеся ростом специализации и дифференциации труда; бюрократией; формированием политических институтов современного типа; открытой стратификационной* системой; высокой мобильностью; ослаблением традиционных ценностей: семьи, религии, морали; ростом индивидуализма.

 

___________________

* Стратификация — это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Причем социальное неравенство воспроизводится в достаточно устойчивых формах как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества. Источник: http://stratifikaciya.ru.

 

 

 

Вопросы, которые нам, учителям-практикам, никто не задавал

Вот так. А нужно ли оно,  это постоянное, продолжающееся уже два десятилетия  «совершенствование»? Хотим ли мы «ослабления традиционных ценностей»? Понимаем ли мы, что это «ослабление» есть не что иное, как уничтожение традиционного уклада жизни нашего народа? Развал сначала семьи, а затем и крушение государства.

В каком это месте приоткрылась наша российская стратификационная система? Разве ребенку из среднестатистической российской семьи стало легче поступить в «престижное» учреждение высшего профессионального образования, а затем попасть в штат управленцев?

Где, когда это случилось?

Может быть, многолетнее «реформирование» системы образования России подарило нам всплеск творческих достижений молодежи? Приведите, пожалуйста, примеры, господа реформаторы! В настоящее время мы лишь вынуждены констатировать, что по уровню интеллектуального развития молодежи мы со второго места в мире скакнули аж на шестьдесят четвертое!

Так зачем нам все эти непрекращающиеся изменения в образовании России? Хотим ли мы их? Будет ли от них польза? К сожалению, этих вопросов нам, учителям-практикам, никто не задавал и никто с нами по этому поводу не советовался. Поставили перед фактом. Мы живем и работаем в процессе постоянной «модернизации» и «реформирования» не по своей воле.

Процесс пошел! И в процессе его неудержимого движения разразились конфликты и противоречия социального и профессионального характера.

Давайте попытаемся определить, что можно отнести к этим самым «социальной и профессиональной составляющим конфликтов и противоречий процесса модернизации и реформирования российского образования»?

К профессиональной составляющей проблем, возникающих в ходе процесса «модернизации» и «реформирования», как мне кажется, можно отнести ряд следующих вопросов.

Обвальный рост надуманной отчетности, исполнение которой нарушает нормальную работу образовательных учреждений, органов управления образованием на местах. Все мы это видим, понимаем и молчим. Бессмысленную, бесконечную возню вокруг ЕГЭ. Вопрос, который можно решить в ходе одного рабочего совещания, мы превратили в предмет обсуждения на годы. Все мы видим вред сегодняшнего состояния дел и опять молчим.

Идет развал классической российской системы образования. От университетской схемы неизвестно зачем переходим к мозаичной схеме обучения, формирующей только человека-исполнителя, не имеющего целостного представления о мире, не способного к творческому применению полученных знаний, к действиям в нестандартных ситуациях.

Принижение социального статуса учителя, отсутствие кадрового резерва, реального пополнения педагогов школ. Безграмотность тех молодых специалистов, которые в мизерном количестве приходят в образовательные учреждения. Это страшная профессиональная проблема современной системы образования России. И если ее не решать, сама система попросту погибнет.

Заведомые лукавство и ложь в выступлениях высших руководителей образования. Их нежелание или неспособность решать текущие и стратегические проблемы развития образовательной системы.

Убогое состояние громадного числа зданий образовательных учреждений, разбазаривание фонда зданий и сооружений.

 

Ворох социальных и профессиональных проблем

«Оптимизация» кадров и самих учреждений, которая тянет за собой ворох социальных и профессиональных проблем. Неотрывно за профессиональными следуют и социальные проблемы «процесса реформирования системы российского образования».

«Свертывание» русского языка, отучение молодежи от чтения и, как результат, крушение творческого потенциала поколения будущего. Мозаичная система обучения приводит в конечном итоге к тому, что в жизнь мы отправляем выпускников, не способных к производству интеллектуального продукта.

Извращенное понимание толерантности внедряет в сознание молодежи преклонение перед чуждыми нам жизненными устоями и моральными ценностями. Где же потом искать нам граждан и патриотов России?!

Внедрение в сознание молодежи с помощью телевидения, всех видов СМИ извращенных представлений о семье, взаимоотношениях мужчины и женщины, роли производительного труда в жизни общества. Вот на экран первого канала, содержащегося на средства налогоплательщиков, вышел сериал «Школа». Режиссер, возможно, и не знает особенностей детской психологии. Но те, кто руководит каналом государственного телевидения, должны понимать, что дети воспринимают показанную в фильме грязь как норму поведения в школе. Положительно направленную социальную активность у подростков воспитывают на положительных примерах, и никак иначе!

Все эти проблемы, и социальные и профессиональные, необходимо решать. Но разрешимы ли они в современных условиях? Разрешимы, были бы желание и тот самый профессионализм, который необходим для успешного осуществления любого дела. Прежде всего организовать грамотное управление системой образования, на деле начать решать кадровые, финансовые ее проблемы. Решать, пока еще есть те, кто может стоять у доски и учить молодое поколение.

 

Вопросы, которые необходимо решать

Текущие, даже самые острые, вопросы при желании может, конечно, решить и правительство. Возьмем для примера такие вопросы, как ЕГЭ, «оптимизация», кадры, отчетность, «мозаичность» образования, состояние зданий и сооружений образовательных учреждений.

ЕГЭ. Все давным-давно поняли, что ЕГЭ не может быть единственной и универсальной формой итоговой аттестации выпускников 9–11-х классов. Все поняли, что необходимы вступительные испытания при поступлении в учреждения среднего и высшего профессионального образования. Поняли и ничего не сделали. Комиссии. Они бесконечны, но проку мало. Приказом Министерства образования и науки необходимо определить сдачу ЕГЭ по русскому языку и алгебре. Все остальное сдавать в традиционной форме. Вернуть сочинение по литературе. Дальнейшие рассуждения на эту тему — преступление перед государством!

Отчетность. В кратчайшее время определить состав обязательной отчетной документации. Установить сроки подачи отчетов: начало и конец учебного года — сбор каких-либо дополнительных отчетов категорически запретить.

Необходимо прекратить практику бесконечного переименования образовательных учреждений, многократного копирования уставных документов для получения лицензий, проведения процедуры аттестации, заключения договоров. Никчемная трата времени и бюджетных денег.

Состояние зданий и сооружений. Конкурсы «Учитель года» — дело хорошее. Но для того чтобы не обрушались перекрытия и педагоги могли вести учебно-воспитательный процесс в нормальных условиях, необходимо срочно провести экспертизу состояния зданий и сооружений, принадлежащих образовательным учреждениям, и их инвентаризацию. Не насылать СЭС и пожарников для наложения штрафов на руководителей, а выяснить состояние зданий и сооружений и профинансировать их ремонт. Государство должно обеспечить школы всем, что необходимо для организации учебного процесса. Обеспечить! А потом требовать качества образования.

Кадры. Набор в педагогические вузы на педагогические специальности должен быть целевым, конкурсным и только на бюджетной основе. Отучившись, учитель должен отработать в школе не менее 5 лет. Юристов, менеджеров и т.п. готовить нужно в других вузах или на платной основе. Платного обучения на педагогических специальностях быть не должно. Учитель должен работать в школе!

«Оптимизация». К чему может привести бездумное сокращение числа образовательных учреждений, понятно. Есть надежда, что до этого не докатимся. Но «оптимизация» работников педагогических учреждений — это вопрос очень острый. Больше 30 часов учитель вести не может, как убрать 2,5 га территории один дворник тоже не в силах. Особенно зимой в Сибири.

Какую методическую работу может организовать заместитель директора по учебно-воспитательной работе, если он(а) один(а) на 900 человек? Почему финансирование обучения московского школьника на порядок отличается от финансирования обучения такого же школьника в Новосибирске? Как увеличить зарплату, не увеличивая фонд?

Пора прекратить играть в сказки! Необходимо установить действительно справедливую систему оплаты в школах. И перестать вводить ежегодно «новации», разрушающие систему работы бухгалтерии, приводящие к конфликтам между педагогами внутри коллектива и к конфликтам коллективов с органами управления образованием на местах.

«Мозаичность» образования. Необходима серьезная работа по определению содержания учебных программ. Историю средних веков в 6-м классе в полгода! Ботанику, зоологию, анатомию вперемежку в одном параграфе, без всякой связи между разделами изучаемого материала, нарушая элементарный дидактический принцип «от простого к сложному»!

Кроме того, необходимо прекратить молчаливую поддержку пропаганды в СМИ «успеха в жизни любой ценой». Надо объяснять детям и на практике, и в теории, и с телевизионного экрана, что основа благосостояния общества — не выигрыш и грабеж, а производительный труд.

Все это при желании сделать нетрудно, но нужны оперативные, экстренные меры.

А для выработки долговременной стратегии развития образования необходим Всероссийский съезд учителей и преподавателей системы профессионального образования всех уровней.

И самое главное — необходимо неравнодушное отношение нас, педагогов, к тому, в какой среде живет и учится сегодняшний школьник.

 

 

© Директор школы №4, 2010


Категория: Полезная информация | Добавил: ivola (24.06.2010)
Просмотров: 1734 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
       
Поиск по сайту
Наши друзья
  •   

  •       Праздники России

    Яндекс.Погода

    Copyright MyCorp © 2016Бесплатный хостинг uCoz