Сайт  учителей  музыки
         г. Пскова

Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Четверг, 24.08.2017, 00:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Полезная информация [27]
Рекомендации для учителя [21]
Наш опрос
Каких материалов Вы хотели бы увидеть на сайте больше?
Всего ответов: 195
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
<
Главная » Статьи » Полезная информация

Краткий словарь понятий и терминов

Ассимиляция (от лат. assimilatio — уподобление, сходство) — уподобление, усвоение, слияние.

Имидж учителя (от англ. image — образ) — эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании И. у. реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

Интериоризация (от франц. interiorisation — переход извне вовнутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности.

Карьера — 1) последовательность профессиональных ролей, статусов и видов деятельности в жизни человека; 2) продвижение индивида по ступеням производственной, имущественной, социальной, административной или иной иерархии. Субъективно осознанный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов в основной форме личностного самовыражения; поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. Но К. — это не только продвижение по службе. Можно говорить о К. домохозяек-матерей, учащихся и т. п. Понятие К. не означает непрерывного и постоянного движения вверх по организационной иерархии. Иначе говоря, К. — это индивидуально осознанная позиция и поведение, связанные с трудовым опытом/деятельностью на протяжении рабочей жизни человека. В широком смысле К. — общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой). К. характеризуется динамикой социально-экономического положения, статусно-ролевых характеристик, форм социальной активности личности.

В узком смысле понятие К. связывается с динамикой положения и активности личности в трудовой деятельности. Традиционно в описании К. выделяются две составляющие. Внешний план К. отражается в последовательности профессий, видов труда и должностей, занимаемых человеком на протяжении трудовой жизни. С точки зрения внутреннего плана К. выражается в динамике профессиональной мотивации и способностей, реализуемых в индивидуальных профессиональных решениях и поступках.

Квалификация профессиональная — ступени профессиональной подготовленности работника, позволяющие ему выполнять трудовые функции определенного уровня и сложности в конкретном виде деятельности. Показателем К. п. являются квалификационные категории, которые присваиваются работнику в соответствии с нормативными характеристиками данной профессии.

Практика (от греч. prakticos — деятельный, активный) — материальная, целеполагающая деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование природных и социальных объектов, всеобщая основа развития человеческого общества и познания. П. в самых различных своих проявлениях присутствует в процессе обучения, считается одним из основных компонентов профессиональной подготовки учителя.

Профессиональное развитие — приобретение работником новых знаний, умений и навыков, которые он использует или будет использовать в своей профессиональной деятельности; процесс наполнения компонентов профессионального опыта человека новым, отличным от предыдущего, содержанием. Основные методы П. р.: профессиональное обучение, развитие карьеры, образование.

Развитие профессиональное — рост, становление профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности — творческой самореализации в профессии.

Самоанализ педагогической деятельности — изучение учителем состояния, результатов своей собственной учебно-воспитательной работы, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся. Функции пед. анализа: диагностическая, познавательная, преобразующая, самообразовательная.

Самовоспитание — сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Главным условием С. является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания, четко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. С. находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием.

Самообразование учителя профессиональное — многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование. С. способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности, является средством самопознания и самосовершенствования. Виды С.у.п.: фоновое общеобразовательное, фоновое педагогическое, перспективное и актуальное.

Самообучение — процесс получения человеком знаний посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств.

Самоопределение личности — процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.

Самооценка — оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. С. бывает актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время), ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни), идеальной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные представления о себе), рефлексивной (как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди).

Самореализация личности — наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей.

Саморегуляция (в психол.) (от лат. regulare — приводить в порядок, налаживать) — система сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение необходимого психического состояния, управление своей психикой. Может достигаться самоубеждением, самовнушением, самоприказом, самопринуждением, а также путем систематической аутогенной тренировки и др.

Самосознание — одна из сторон сознания человека, осознание им себя как личности, своих чувств, желаний, потребностей, идеалов, достоинств и недостатков. Самосознание половое — осознание человеком принадлежности к тому или иному полу, способность регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе морально-этическими требованиями и установками к полам. Самосознание учителя профессиональное — комплекс представлений учителя о себе как профессионале, включающий оценку себя как профессионала со стороны других людей — учеников, коллег, руководства, ожиданий со стороны других; самооценку учителем своих отдельных сторон и становления профессиональной Я-концепции, придающей ему чувство профессиональной уверенности или неуверенности. На основе этой концепции учитель оценивает все происходящее в школе в отношении самого себя. При этом различают оценку учителем своих сегодняшних возможностей (актуальная самооценка), вчерашних (ретроспективная) и будущих достижений (потенциальная и идеальная), оценку, сопряженную с мнением окружающих (рефлексивная самооценка).

Социализация учителя профессиональная — процесс вхождения учителя в профессиональную среду, усвоение им педагогического опыта, овладение стандартами и ценностями педагогического сообщества, активной реализации накопленного опыта.

Становление — приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию. Можно говорить о становлении характера, личности, мышления.

Я-концепция учителя профессиональная — та часть Я-концепции личности учителя, которая складывается из того, как себя видит и оценивает учитель в настоящее время («актуальное Я»); того, каким учитель видит себя и оценивает по отношению к начальным этапам работы в школе («ретроспективное Я»); того, каким бы хотел стать учитель («идеальное Я»); того, как, с точки зрения учителя, его рассматривают другие люди — его коллеги, учащиеся и др. («рефлексивное Я»).

Источники

1. Краткий словарь современных понятий и терминов. — М., 1993.

2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М., 2000.

3. Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993.

4. Словарь социально-гуманитарных терминов / А. Л. Айзенштадт, В. М. Галкин, Н. А. Котова и др. — Минск, 1999.

5. Журавлев П. В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Персонал: Словарь понятий и определений. — М., 2000.

Категория: Полезная информация | Добавил: ivola (07.01.2010)
Просмотров: 3067 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
       
Поиск по сайту
Наши друзья
  •   

  •       Праздники России

    Яндекс.Погода

    Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz