Оценивание школьных результатов на уроке музыкального воспитания - Рекомендации для учителя - Каталог статей - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МУЗЫКАНТОВ
Сайт  учителей  музыки
         г. Пскова

Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Четверг, 08.12.2016, 05:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Полезная информация [27]
Рекомендации для учителя [21]
Наш опрос
Каких материалов Вы хотели бы увидеть на сайте больше?
Всего ответов: 195
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
<
Главная » Статьи » Рекомендации для учителя

Оценивание школьных результатов на уроке музыкального воспитания

Оценивание школьных результатов на уроке музыкального воспитания

Морарь Марина Михайловна, заместитель директора по учебной части

Оценивание является важной и необходимой составной частью учебно-воспитательного процесса. Концепция этого термина включает в себя единство трёх действий: контроль, проверка и принятие решения (чаще всего финальное решение заключается выставлением оценок учащимся, но это совсем не обязательно). В процессе оценивания необходимо соотнести достигнутые результаты учащихся с изначально поставленными целями, учитывая определённые критерии оценивания того или иного школьного результата.

Для того чтобы осознать круг проблем, связанных c действием оценивания школьных результатов, необходимо ответить на целый ряд вопросов:

  1. Что оцениванием? (Какие школьные результаты?)
  2. Как (каким образом, какими методами) оцениванием?
  3. Зачем оцениванием? (В чём смысл оценивания школьных результатов и как оценивание влияет на учебный процесс?)
  4. Когда оцениванием? (В какой момент учебного процесса?)

Цель музыкального воспитания в школе - формирование музыкальной культуры школьников, как часть духовной культуры – обозначает финальный продукт учебно-воспитательного процесса. Всё, чему учатся дети посредством различных видов музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, творчество, размышления о музыке, изучение средств музыкального языка и т.д.) способствует формированию музыкальной культуры. Темы учебной программы раскрывают различные грани законов музыкального искусства, без которых невозможно формировать музыкальную культуру. Последовательность тем можно сравнить с лестницей, по которой поднимаешься постепенно, всё выше и выше.

В нашем понимании, музыкальная культура включает два компонента: музыкальный опыт (качественно-формируюший аспект учебного процесса) и музыкальные компетенции (количественно-информативный аспект).

Рисунок № 1. Структура музыкальной культуры учащихся

Таким образом, самый главный школьный результат - музыкальная культура учащихся. Формирование культуры – длительный процесс, который требует постоянного влияния, определённой социальной и культурной среды. Поэтому, в начальных классах очень сложно говорить о наличии музыкальной культуры у учащихся. Скорее можно обозначить наличие / уровень одного (нескольких) компонентов (составных элементов) музыкальной культуры.

Типы школьных результатов музыкального воспитания соответствуют структурным составляющим музыкальной культуры и формируют их содержание: музыкальный опыт выражен чувствительностью, восприятием, эмоциональной отзывчивостью, отношениями и др., музыкальные компетенции выражены посредством знаний о музыке/музыкальными знаниями и музыкальными способностями.

Методология оценивания музыкальной культуры учащихся содержит объективно-прямые методы для оценивания музыкальных компетенций (количественный аспект) и косвенно-интуитивные методы для оценивания музыкального опыта (качественный аспект музыкального воспитания). Oбъективно-прямыми методами (письменные, устные, практические) преимущественно оцениваются музыкальные компетенции, так как эти школьные результаты выражают количественный аспект музыкальной культуры. Косвенно-интуитивными методами (наблюдение, проект, портфолий) преимущественно оценивается музыкальный опыт, основой которого является эмоциональное переживание музыки.

Оценивающие действия в педагогической практике классифицируются на три разновидности: изначальное оценивание, текущее оценивание, итоговое оценивание. Каждое из этих разновидностей оценивания преследуют определённые цели, которые, так или иначе, влияют на учебный процесс. Происходит триединый процесс: преподавание – обучение – оценивание. В зависимости от полученных результатов преподавания и обучения, выявляется эффективность учебных стратегий, значимость учебного содержания, обоснованность поставленных целей и т.д. Посредством оценивания происходит feed back (обратная связь) между звеньями педагогического процесса: цель – содержание – дидактические стратегии – школьный результат; в котором сопоставляются изначальная цель с полученным результатом, оценивается потенциал и взаимодействие всех элементов педагогического действия.

Разработка норм оценивания школьных результатов на уроке Музыкального воспитания определяется спецификой музыкально-художественного познания. Эмоциональное переживание музыки является отправной точкой в музыкально-художественном познании, в формировании музыкальной культуры учащихся, в процессе оценивания школьных результатов на уроке Музыкального воспитания.

Критериями оценивания качественного аспекта музыкальной культуры (музыкального опыта) могут быть показатели наличия музыкального опыта:

  • активность (участие) учащихся в различных видах музыкальных действий;
  • присутствие/отсутствие эмоционального переживания музыки;
  • положительное отношение к музыке.

Наличие этих показателей предполагает планирование различных творческих учебных заданий, которые способствовали бы вовлечению детей в музыкальную деятельность, вызывали бы эмоциональный отклик на музыку, закрепляли и развивали бы чувствительность, тем самым, формируя отношение к музыкальному искусству. В процессе накопления музыкального опыта становятся востребованными и музыкальные знания, и знания о музыке, и тем более музыкальные способности. Педагогическая практика подсказывает, что наличие музыкальных способностей не тождественно наличию музыкальной культуры. Богатые знания не могут заменить опыт живого общения с музыкой. На основе музыкального опыта приобретённые знания становятся более осознанными. В этом ракурсе встаёт ещё одна проблема. – Каким должно быть соотношение между музыкальным опытом и музыкальными компетенциями в составе музыкальной культуры?

Категория: Рекомендации для учителя | Добавил: ivola (16.01.2010)
Просмотров: 3006 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
       
Поиск по сайту
Наши друзья
  •   

  •       Праздники России

    Яндекс.Погода

    Copyright MyCorp © 2016Бесплатный хостинг uCoz