Современный урок и требования к нему
Т.Н. Высоцкая, директор СОШ СИ имени В.Д. Чурсина
В
качестве приоритетных направлений модернизации российского образования
на период до 2010 года предложено создание системы дифференцированного
обучения в старших классах общеобразовательной школы. Эта идея находит
дальнейшее развитие и, будучи средством дифференциации и
индивидуализации, позволяет за счет изменения в структуре, содержании и
организации образовательного процесса более полно учитывать интересы,
склонности и способности учащихся, их профессиональные интересы,
оказывающиеся главным смыслом продолжения образования. |
В условиях профильного обучения
старшекласснику предстоит принять решение о самоопределении в
каком-либо профиле, который, как правило, связан с дальнейшим
продолжением образования и будущей профессиональной карьерой и с
выбором жизни.
По данным центра обучения Российской
академии образования, половина учащихся, как правило, свое
профессиональное будущее не связывает с собственными реальными
возможностями и потребностями рынка труда; 46% респондентов
ориентированы на поддержку со стороны взрослых (родителей,
родственников, знакомых); 67% не имеют представления о научных основах
выбора профессии, не владеют информацией о требованиях профессии, не
умеют оценивать своих возможностей; 44% не осведомлены о том, где
учиться, чтобы получить профессию по интересующей их сфере труда.
Поэтому не случайно, что до 18% абитуриентов,
поступающих в систему начального профессионального образования,
оказываются непригодными к избранной профессии, около 22% учащихся
прерывают учебу, так и не получив профессию, до 32% выпускников
трудоустраиваются не по специальности. И лишь 26% выпускников школ
намерены работать по выбранным специальностям.
Для изменения создавшегося положения в
общеобразовательных школах должна быть создана целостная система
вооружения учащихся универсальными знаниями, умениями, навыками
приобщения к самостоятельной деятельности, связанной с формированием
ключевых компетенций, определяющих качество содержания образования.
Основная идея нашей школы (обновления
старшей ступени общего образования) состоит в том, что образование
должно стать индивидуальным, функциональным и эффективным. Многолетняя
практика обучения в СОШ имени В.Д. Чурсина показывает, что в системе
образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися
своих интересов, способностей, профессионального и личностного
самоопределения.
С целью выработки новых и совершенствования
имеющихся средств информационной, педагогической и психологической
поддержки выбора учащимися направления продолжения образования в
условиях введения профильного обучения на основе внедрения в
образовательный процесс индивидуальных учебных планов, проведен
педагогический совет-семинар: «Современный урок и требования к нему».
Важно правильно и четко очертить необходимый
круг знаний и умений, которыми должен овладеть каждый выпускник школы,
оговорив минимум, ниже которого опускаться нельзя. После того как
стандарт определен, все дальнейшее зависит от учителя. Преподавание ни
в коем случае не должно сводиться к натаскиванию на этот минимум. На
всяком уроке, в любой самостоятельной, контрольной работе учитель может
предложить задания различных уровней сложности, чтобы и слабый ученик
нашел посильную для себя задачу, и сильный не скучал. На факультативных
занятиях учащимся, наиболее интересующимся предметом или намеревающимся
поступать в ВУЗы, можно давать трудные задачи, требующие некоторых
творческих усилий.
По моему мнению, в старших классах, хотя бы
10-11, когда склонности учеников определились, школа должна дать им
возможность уделять больше внимания тем дисциплинам, по профилю которых
они думают получить специальность. Это снизит общую нагрузку учащихся и
принесет им пользу в дальнейшем.
Творческую часть семинара подготовила
учитель химии и биологии, «Почетный работник общего образования РФ»,
учитель высшей категории Палехина З.Н. Она четко и ясно представила
методику подготовки учителя к современному уроку.
Урок – главная составная часть
учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в
значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество
подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом
определяется уровнем проведения урока, его содержательной и
методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот
уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки
урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением
со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению
искусства.
ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА УРОКА
Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении развивать
у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю,
эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание,
воображение, восприятие.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:
1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.
4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
6. Технологический – выбор форм,
методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для
данной темы, для данного класса и т.п.
7. Контрольно-оценочный –
использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования
его активности и развития познавательного интереса.
8.Аналитический – подведение
итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов
собственной деятельности по организации урока.
Как же построить такой урок? Как
сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и
умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что
происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную
увлеченность, формировало их творческое сознание?
I. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку.
– четко определить и сформулировать для себя его тему;
– определить место урока в теме, а темы - в годовом учебном курсе;
– выделить общую задачу урока;
– конкретизировать задачи урока, выделить ведущую
задачу урока, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы
она была доступна, понята учащимися, осознана ими.
– определить ведущие понятия, на которые опирается
данный урок, и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного
материала урока, которая будет использована в дальнейшем;
– определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока;
– определить, какой учебный материал сообщать
учащимся. В каком объеме, какими порциями, какие интересные факты,
подтверждающие ведущие идеи сообщить школьникам. Для этого необходимо
знать:
1) особенности учащихся класса:
– уровень класса;
– отношение к предмету;
– темп работы класса
– сформированность ЗУН;
– отношение к разным видам учебной деятельности;
– отношение к разным формам учебной работы, в том числе не традиционным;
– общая дисциплина учащихся.
2) учет индивидуальных особенностей:
– тип нервной системы;
– коммуникативность;
– эмоциональность;
– управление восприятием нового материала учащихся;
– умение преодолеть плохое настроение;
– уверенность в своих знаниях, умениях;
– умение импровизировать;
– умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.
II. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
III. Планирование учебного материала урока и подготовка к нему учителя.
Для этого надо:
1) Подобрать литературу по теме. Отобрать
три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно – популярные,
методические. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале,
следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник,
энциклопедическое издание, монография (первоисточник),
научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только
тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым
способом. Для этого необходимо:
– просмотреть учебную программу;
– перечитать объяснительную записку;
– прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить , что требуется от учителя к данному уроку.
2) Подобрать учебные задания, целью которых является:
– узнавание нового материала;
– воспроизведение;
– применение знаний в знакомой ситуации;
– применение знаний в незнакомой ситуации;
– творческий подход к знаниям.
3) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:
– задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
– задания, способствующие осмыслению материала учеником;
– задания, способствующие закреплению материала учеником.
IV. Продумать «изюминку» урока.
Каждый урок должен содержать что-то,
что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то,
что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный
факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже
известному и пр.
V. Сгруппировать отобранный учебный материал.
Для этого подумать, в какой
последовательности будет организована работа с отобранным материалом,
как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при группировке материала –
умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную
активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
VI. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:
– что контролировать;
– как контролировать;
– как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще
контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и
затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их
работе.
V. Подготовить оборудование для урока.
Составить список необходимых
учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения.
Проверить, все ли работает.
Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
VI. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.
VII. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.
Конспект должен содержать три основные части:
– формальную;
– содержательную;
– аналитическую.
Литература:
1. ______________________
2. ______________________
3. ______________________
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА
1. Тема урока:
– дидактическая цель и задачи урока;
– тип, структура урока;
– общие методы, приемы работы учеников;
– средства наглядности, источники информации, ТСО, ЭВТ.
2. Повторение опорных знаний:
– определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;
– самостоятельная работа учащихся (ее объем, формы);
– способы развития интереса учащихся к предмету, к теме;
– формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.
3. Усвоение новых знаний:
– новые понятия, законы и способы их усвоения;
– определение познавательных учебных задач урока (что должны узнать и усвоить ученики);
– самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение);
– проблемные и информационные вопросы;
– варианты решения проблемы;
– варианты закрепления изученного материала.
4. Формирование умений и навыков:
– конкретные умения и навыки для отработки;
– виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений;
– способы «обратной» связи с учащимися;
– фамилии учащихся, которые будут опрошены.
5. Домашнее задание:
– что повторить и приготовить к уроку;
– творческая самостоятельная работа;
– объем и время выполнения домашнего задания.
6. Подготовка к уроку непосредственно перед звонком:
– мысленное воспроизведение основных этапов урока;
– воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников;
– стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.
7. Способствуют успеху урока:
– хорошее знание материала;
– бодрое самочувствие;
– продуманный план урока;
– чувство «физической» раскованности, свободы на уроке;
– правильный выбор методов обучения;
– разнообразие методов обучения;
– занимательность изложения;
– ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу;
– богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя;
– выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.
8. Затрудняют проведение урока:
– неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;
– безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;
– рыхлая композиция урока;
– скованность движений;
– неумение учащихся работать предложенными методами обучения;
– однообразие методов обучения;
– бесстрастный рассказ учителя;
– монотонность и сухость при изложении нового материала;
– отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.
9. Что всегда необходимо помнить:
1) Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.
2) Быть доброжелательным, не оскорблять учеников,
не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если
большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо
искать в способах организации их деятельности.
3) Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного опроса.
4) Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.
5) Пристально следить за тем, как учащиеся слушают
учителя. Потеря внимания - сигнал о том, что надо изменить темп,
повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
7) Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.
8) Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!
9) Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.
10). Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомленность.
АЛГОРИТМ АНАЛИЗА УЧИТЕЛЕМ ПРОВЕДЕННОГО УРОКА
1.Какими требованиями руководствовался?
2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме?
3. Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых?
4. Как определил триединую задачу урока?
5. Как спланирована деятельность учащихся?
6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку?
7. Оправдали ли себя приемы и методы учителя и учащиеся, если нет, то почему?
8. Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и ТСО, если нет, то почему?
9. Что способствовало развитию познавательных способностей учащихся?
10. Какова педагогическая ценность самостоятельной работы учащихся?
11.Что дал урок для формирования мировоззрения
учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера,
культуры поведения?
12. Как был предвиден и как оправдан ход урока?
13. Какие затруднения возникли у всего класса, у
отдельных учащихся? Как они были преодолены? Причины затруднений и пути
их устранения.
14. Достигнуты ли цель и задачи урока, по каким критериям это определено, если нет, то почему?
15. Оценка результативности урока.
16. Самооценка урока учителем.
17. Пути совершенствования урока.
После прослушивания теории, учителя
поделились своими наработками: как они готовятся к уроку, на что они
обращают внимание для самореализации личностью своих сил и способностей
в соответствии с нуждами и запросами социума. Как задействуя внутренние
источники мотивации и самоуправляющие механизмы личности, создают
условия для многообразия у них критического мышления, активизации
познавательной деятельности. Своими наработками поделились:
1. Шкаманова И.З. (учитель высшей категории) – «Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся».
2. Илларионова А.И. (учитель художественного
труда, «отличник народного образования», ветеран труда, учитель высшей
категории) – «Развитие самооценки младших школьников».
3. Телегина Л.А. (учитель истории, почетный
работник, учитель высшей категории) – «Подготовка учащихся к восприятию
нового материала и побуждение их у активному учению, а также «Система
контроля знаний по истории».
4. Сафронова Т.Н. (учитель русского языка и
литературы, «Отличник профтехобразования», ветеран труда, учитель
высшей категории) – «Урок-зачет – форма оценки и контроль знаний
учащихся».
5. Нужная Н.В. (учитель иностранных языков) – «Изучение нового материала, восприятие, понимание нового материала».
6. Жигальцова И.Д. (учитель физики, учитель высшей категории) – «Закрепление изученного материала. Осмысление нового материала».
7. Сухина О.Ф. (учитель математики, учитель высшей категории) – «Обобщение и систематизация знаний».
Заключительную точку в семинаре поставила директор Т.Н. Высоцкая:
«Традиционный урок направлен на формирование
знаний ,умений и навыков. Нетрадиционные формы урока нацелены на
развитее личности школьников, их творческого потенциала и
мотивационно-ценностной сферы. Материал отбирается в соответствии с
критериями проблемности, альтернативности, критичности, возможности
интеграции знаний из различных научных дисциплин. Однако именно в
данном блоке содержатся основные затруднения при использовании НФУ в
школьной практике: большая затратность временного фактора, большая
эмоциональная нагрузка на учителя и учащегося. Но не следует
отказываться от традиционных форм урока. Только оптимальное сочетание
всего многообразия форм урока может способствовать успешной
социализации личности школьников. Критерием такой сбалансированности
является принцип оптимизации процесса обучения».
Солнечная энергетика: солнечные батареи своими руками. Альтернативные источники энергии.
|