Ассимиляция
(от лат. assimilatio —
уподобление, сходство) — уподобление, усвоение, слияние.
Имидж учителя (от англ. image — образ) —
эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании
воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При
формировании И. у. реальные качества тесно переплетаются с теми, которые
приписываются ему окружающими.
Интериоризация (от франц. interiorisation — переход извне
вовнутрь, от лат. interior
— внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики
посредством усвоения внешней социальной деятельности.
Карьера
— 1) последовательность профессиональных ролей, статусов и видов деятельности в
жизни человека; 2) продвижение индивида по ступеням производственной,
имущественной, социальной, административной или иной иерархии. Субъективно
осознанный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов в
основной форме личностного самовыражения; поступательное продвижение по
служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных
возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. Но
К. — это не только продвижение по службе. Можно говорить о К.
домохозяек-матерей, учащихся и т. п. Понятие К. не означает непрерывного и
постоянного движения вверх по организационной иерархии. Иначе говоря, К. — это
индивидуально осознанная позиция и поведение, связанные с трудовым
опытом/деятельностью на протяжении рабочей жизни человека. В широком смысле К.
— общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни
(семейной, трудовой, досуговой). К. характеризуется динамикой
социально-экономического положения, статусно-ролевых характеристик, форм
социальной активности личности.
В
узком смысле понятие К. связывается с динамикой положения и активности личности
в трудовой деятельности. Традиционно в описании К. выделяются две составляющие.
Внешний план К. отражается в последовательности профессий, видов труда и
должностей, занимаемых человеком на протяжении трудовой жизни. С точки зрения
внутреннего плана К. выражается в динамике профессиональной мотивации и
способностей, реализуемых в индивидуальных профессиональных решениях и
поступках.
Квалификация профессиональная — ступени
профессиональной подготовленности работника, позволяющие ему выполнять трудовые
функции определенного уровня и сложности в конкретном виде деятельности.
Показателем К. п. являются квалификационные категории, которые присваиваются
работнику в соответствии с нормативными характеристиками данной профессии.
Практика (от греч. prakticos — деятельный, активный) —
материальная, целеполагающая деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование
природных и социальных объектов, всеобщая основа развития человеческого
общества и познания. П. в самых различных своих проявлениях присутствует в
процессе обучения, считается одним из основных компонентов профессиональной
подготовки учителя.
Профессиональное развитие — приобретение
работником новых знаний, умений и навыков, которые он использует или будет
использовать в своей профессиональной деятельности; процесс наполнения
компонентов профессионального опыта человека новым, отличным от предыдущего,
содержанием. Основные методы П. р.: профессиональное обучение, развитие
карьеры, образование.
Развитие профессиональное — рост, становление
профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных
знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего
внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу
жизнедеятельности — творческой самореализации в профессии.
Самоанализ педагогической деятельности —
изучение учителем состояния, результатов своей собственной
учебно-воспитательной работы, установление причинно-следственных взаимосвязей
между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего
совершенствования обучения и воспитания учащихся. Функции пед. анализа: диагностическая,
познавательная, преобразующая, самообразовательная.
Самовоспитание — сознательная и
целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у
себя положительных и устранению отрицательных качеств. Главным условием С.
является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания,
четко осознанных целей, идеалов, личностных
смыслов. С. находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием.
Самообразование учителя профессиональное — многокомпонентная
личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная
деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное,
психолого-педагогическое и методическое самообразование. С. способствует
формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает
осмыслению педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности,
является средством самопознания и самосовершенствования. Виды С.у.п.: фоновое
общеобразовательное, фоновое педагогическое, перспективное и актуальное.
Самообучение — процесс получения человеком
знаний посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств.
Самоопределение личности — процесс и результат
сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств
самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.
Самооценка — оценка человеком самого себя,
своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди
других людей. С. бывает актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее
время), ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по
отношению к предыдущим этапам жизни), идеальной (каким бы хотел видеть
себя человек, его эталонные представления о себе), рефлексивной (как, с
точки зрения человека, его оценивают окружающие люди).
Самореализация личности — наиболее полное
выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей.
Саморегуляция (в психол.) (от лат. regulare — приводить в
порядок, налаживать) — система сознательных актов, действий, направленных на
поддержание, достижение необходимого психического состояния, управление своей
психикой. Может достигаться самоубеждением, самовнушением, самоприказом,
самопринуждением, а также путем систематической аутогенной тренировки и др.
Самосознание — одна из сторон сознания
человека, осознание им себя как личности, своих чувств, желаний, потребностей,
идеалов, достоинств и недостатков. Самосознание половое — осознание
человеком принадлежности к тому или иному полу, способность регулировать свое
поведение в соответствии с принятыми в обществе морально-этическими
требованиями и установками к полам. Самосознание учителя профессиональное —
комплекс представлений учителя о себе как профессионале, включающий оценку себя
как профессионала со стороны других людей — учеников, коллег, руководства,
ожиданий со стороны других; самооценку учителем
своих отдельных сторон и становления профессиональной Я-концепции, придающей
ему чувство профессиональной уверенности или неуверенности. На основе этой
концепции учитель оценивает все происходящее в школе в отношении самого себя.
При этом различают оценку учителем своих сегодняшних возможностей (актуальная
самооценка), вчерашних (ретроспективная) и будущих достижений (потенциальная
и идеальная), оценку, сопряженную с мнением окружающих (рефлексивная
самооценка).
Социализация учителя профессиональная —
процесс вхождения учителя в профессиональную среду, усвоение им педагогического
опыта, овладение стандартами и ценностями педагогического сообщества, активной
реализации накопленного опыта.
Становление — приобретение новых признаков и
форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию. Можно говорить
о становлении характера, личности, мышления.
Я-концепция учителя профессиональная — та часть
Я-концепции личности учителя, которая складывается из того, как себя видит и
оценивает учитель в настоящее время («актуальное Я»); того, каким учитель видит себя и оценивает по отношению к начальным
этапам работы в школе («ретроспективное Я»); того, каким бы хотел стать учитель
(«идеальное Я»); того, как, с точки зрения учителя, его рассматривают другие
люди — его коллеги, учащиеся и др. («рефлексивное Я»).
Источники
1. Краткий словарь современных понятий и терминов. — М., 1993.
2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.
Педагогический словарь. — М.,
2000.
3. Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993.
4. Словарь социально-гуманитарных терминов / А. Л. Айзенштадт, В. М. Галкин, Н. А.
Котова и др. — Минск, 1999.
5. Журавлев П. В., Карташов С. А., Маусов
Н. К., Одегов Ю. Г. Персонал:
Словарь понятий и определений. — М., 2000.
|