Оценивание школьных результатов на уроке музыкального воспитания
Оценивание школьных результатов на
уроке музыкального воспитания
Морарь Марина Михайловна,
заместитель директора по учебной части
Оценивание является важной и необходимой составной частью
учебно-воспитательного процесса. Концепция этого термина включает в себя
единство трёх действий: контроль, проверка и принятие решения (чаще всего
финальное решение заключается выставлением оценок учащимся, но это совсем не
обязательно). В процессе оценивания необходимо соотнести достигнутые результаты
учащихся с изначально поставленными целями, учитывая определённые критерии
оценивания того или иного школьного результата.
Для того чтобы осознать круг проблем, связанных c действием оценивания
школьных результатов, необходимо ответить на целый ряд вопросов:
Что оцениванием? (Какие
школьные результаты?)
Как (каким образом, какими
методами) оцениванием?
Зачем оцениванием? (В чём
смысл оценивания школьных результатов и как оценивание влияет на учебный
процесс?)
Когда оцениванием? (В какой
момент учебного процесса?)
Цель музыкального воспитания в школе - формирование музыкальной культуры
школьников, как часть духовной культуры – обозначает финальный продукт
учебно-воспитательного процесса. Всё, чему учатся дети посредством различных
видов музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, творчество, размышления
о музыке, изучение средств музыкального языка и т.д.) способствует формированию
музыкальной культуры. Темы учебной программы раскрывают различные грани законов
музыкального искусства, без которых невозможно формировать музыкальную
культуру. Последовательность тем можно сравнить с лестницей, по которой
поднимаешься постепенно, всё выше и выше.
В нашем понимании, музыкальная культура включает два компонента: музыкальный
опыт (качественно-формируюший аспект учебного процесса) и музыкальные
компетенции (количественно-информативный аспект).
Рисунок № 1. Структура музыкальной
культуры учащихся
Таким образом, самый главный школьный результат - музыкальная культура
учащихся. Формирование культуры – длительный процесс, который требует
постоянного влияния, определённой социальной и культурной среды. Поэтому, в
начальных классах очень сложно говорить о наличии музыкальной культуры у
учащихся. Скорее можно обозначить наличие / уровень одного (нескольких)
компонентов (составных элементов) музыкальной культуры.
Типы школьных результатов музыкального воспитания соответствуют
структурным составляющим музыкальной культуры и формируют их содержание:
музыкальный опыт выражен чувствительностью, восприятием, эмоциональной
отзывчивостью, отношениями и др., музыкальные компетенции выражены посредством
знаний о музыке/музыкальными знаниями и музыкальными способностями.
Методология оценивания музыкальной культуры учащихся содержит объективно-прямые
методы для оценивания музыкальных компетенций (количественный аспект) и косвенно-интуитивные
методы для оценивания музыкального опыта (качественный аспект музыкального
воспитания). Oбъективно-прямыми методами (письменные, устные, практические)
преимущественно оцениваются музыкальные компетенции, так как эти школьные
результаты выражают количественный аспект музыкальной культуры.
Косвенно-интуитивными методами (наблюдение, проект, портфолий) преимущественно
оценивается музыкальный опыт, основой которого является эмоциональное
переживание музыки.
Оценивающие действия в педагогической практике классифицируются на
три разновидности: изначальное оценивание, текущее оценивание, итоговое оценивание.
Каждое из этих разновидностей оценивания преследуют определённые цели, которые,
так или иначе, влияют на учебный процесс. Происходит триединый процесс:
преподавание – обучение – оценивание. В зависимости от полученных результатов
преподавания и обучения, выявляется эффективность учебных стратегий, значимость
учебного содержания, обоснованность поставленных целей и т.д. Посредством
оценивания происходит feed back (обратная связь) между звеньями
педагогического процесса: цель – содержание – дидактические стратегии –
школьный результат; в котором сопоставляются изначальная цель с полученным
результатом, оценивается потенциал и взаимодействие всех элементов
педагогического действия.
Разработка норм оценивания школьных результатов на уроке Музыкального
воспитания определяется спецификой музыкально-художественного познания. Эмоциональное
переживание музыки является отправной точкой в музыкально-художественном
познании, в формировании музыкальной культуры учащихся, в процессе оценивания
школьных результатов на уроке Музыкального воспитания.
Критериями оценивания качественного аспекта музыкальной культуры
(музыкального опыта) могут быть показатели наличия музыкального опыта:
активность (участие)
учащихся в различных видах музыкальных действий;
Наличие этих показателей предполагает планирование различных творческих
учебных заданий, которые способствовали бы вовлечению детей в музыкальную
деятельность, вызывали бы эмоциональный отклик на музыку, закрепляли и
развивали бы чувствительность, тем самым, формируя отношение к музыкальному
искусству. В процессе накопления музыкального опыта становятся востребованными
и музыкальные знания, и знания о музыке, и тем более музыкальные способности.
Педагогическая практика подсказывает, что наличие музыкальных способностей не
тождественно наличию музыкальной культуры. Богатые знания не могут заменить
опыт живого общения с музыкой. На основе музыкального опыта приобретённые знания
становятся более осознанными. В этом ракурсе встаёт ещё одна проблема. – Каким
должно быть соотношение между музыкальным опытом и музыкальными компетенциями в
составе музыкальной культуры?