МОУ "Средняя
общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов
музыкально-эстетического профиля №57"
Должность:
учитель музыки
Адрес:
г. Оренбург,
Оренбургская область
Проблема
оценок на уроке музыки актуальна и во многом спорна. Возникает сразу несколько
вопросов: стимулирует ли интерес учащихся к музыке отрицательные оценки? Как пользоваться различными формами оценки
(отметка в журнале, устная оценка и т.д.). При каких условиях пед.
оценка будет иметь действительно воспитательное значение? Надо иметь в виду,
что систематическое применение только отрицательных или положительных оценок одинаково плохо. Дети, которые систематически
плохо успевают, теряют веру в свои силы. У ребят, которые всегда
получают положительные оценки, появляется чувство превосходства над другими,
более слабыми учениками. Те учителя, которые
руководствуются нормами оценок по Стандарту, вынуждены значительную часть учащихся
с недостаточно развитыми музыкальными способностями оценивать отрицательными
оценками. Для чистого интонирования нужен развитый звуковысотный слух, нужны координация
между слухом и голосом. Но так как процесс развития музыкальных способностей у
школьников нередко бывает довольно длительный, то отрицательные оценки согласно
этим нормам будет получать систематически. Может быть, не следует оценивать
чистоту интонирования мелодии и ритмическую точность исполнения? Но с другой
стороны, оценка даст представления ученику о его сильных и слабых сторонах его
деятельности. Но тем ученикам, которые пока не в состоянии чисто петь, лучше на
словах высказывать свою оценку. А если качество муз. еятельности заметно
улучшается, этот факт надо зафиксировать оценкой. Учитель должен всегда
объяснять свою оценку. Давая развернутую или краткую характеристику ответа
ученика, мы разъясняем ошибку, исправляем их. одобряем его мнение или
соглашаемся с ним, помогаем ориентироваться в выборе художественно ценного в
музыке. Очень важна эмоциональная окраска речи учителя. Даже отрицательную
оценку можно высказать в доброжелательном тоне. Не следует подменять «2»
отметкой «3». Э.Б. Абдуллин пишет, предлагая критерии оценки: «При отсутствии
соответствия этим критериям учитель может поставить «3». В сознании уч-ся.
родителей оценка «3» - это удовлетворительная оценка, которую общепринято
ставить не за отсутствие каких-либо знаний или неудовлетворительное их
качество, а за определенный их средний уровень. Оценивая оценкой «3» отсутствие
муз. Знаний, умений и навыков, а также наличии определенных компетентностей, мы
тем самым дезориентируем и самих себя, и школьников, и родителей в истинном состоянии
успеваемости детей. Одновременно мы формируем у учащихся неправильную
самооценку, внушаем ему мысль, что за ничегонеделание он может получить
удовлетворительный балл».
Другое
дело, что «2». Как оценки деятельности уч-ся на уроках музыки противоречат самой
музыке. Даже «3», как пишет Э.Абдуллин «может вызвать в ученике досаду, которая
легко переходит в нелюбовь к урокам музыки и. что еще хуже, к самому
искусству». Необходимы различные средства поощрения и стимулирования. Запись в
дневнике уч-ся приблизительно такого содержания, как: «за активное участие в
беседе о жизни и творчестве П.И. Чайковского объявляется благодарность».
Хорошо, если учитель в присутствии класса объяснит, почему и как той или иной
ученик достиг успехов. Учитель музыки может организовать выставку выполненных
домашних заданий. Уроки искусства и уроки науки отличаются друг от друга очень
существенно, отражая в специфическом учебном преломлении различия, существующие
между искусством и наукой как различными формами отражения действительности.
Конечно, есть в музыке немало того, что поддается точному и однозначному
определению и измерению. Но это лишь простейшие элементы музыки, а не музыка,
как живое искусство, в которых «правильных» ответов на один и тот. же вопрос
может оказаться бесконечно много. Как же оценивать это множество правильных
ответов. Но, может быть, все говорят в пользу компетентного подхода, где идет
речь о развитии и воспитании интереса к музыке, о развитии эстетических вкусов
и потребностей, эмоциональной отзывчивости на явления окружающей
действительности и произведений искусства.
Учить
думать, размышлять - одна из важнейших задач школьного образования. Как же,
какими баллами оценивать мысли уч-ся, их мнения, достигнутый ими уровень
восприятия музыки, степень обладания музыкальной грамотностью, основами
музыкальной культуры? Еще сложнее становится этот вопрос, когда речь заходит о
чувствах детей и подростков, об их эмоциональном отношении к музыке, к жизни.
Очень трудно определить с точки зрения оценки, как ребенок чувствует музыку.
Душу ребенка, его эмоциональность нельзя уместить в рамки системы от одного до
пяти баллов. Еще Д.Б. Кабалевский говорил о коллективной оценке на уроке
музыки: «каждый класс -хор», «класс - концертный зал». Таким образом, мы
приходим к выводу: оценивать на уроке надо результаты коллективных форм
занятий, а также индивидуальные качества и результаты классных занятий музыкой
каждого ученика в отдельности. Если первые две из этих оценок данного класса
дают всем ученикам данного класса по одинаковой оценке. то третья вносит любые
коррективы, которые могут повлиять на окончательную оценку. Д.Б. Кабалевский
считал, что тематическое построение программ, которое помогает учителю видеть
направление занятий на протяжении всего года, облегчает решение трудной задачи
- установления критериев требований к учащимся. Тематический принцип ведет нас
к тому, что при оценке мы имеем в виду конечный результата. Правомерно ли
оценивать класс по тому. Как он слушал музыку на каждом уроке, как тот или иной
ученик проявил свои индивидуальные качества на каждом уроке. Весомыми ответами,
говорящими о классе и его учителе могут лишь быть: как в этом классе ребята
слушают музыку, как поет этот класс, как проявляют себя ученики этого класса?
Полный итог может быть получен по окончании всего курса, полные промежуточные
итоги - в конце каждого учебного года, частичные - в конце четвертей. На
отдельных уроках могут фиксироваться лишь отдельные факты, из которых нельзя
делать далеко идущие выводы.
Контроль
результативности муз. обучения и воспитания уч-ся по сей день вызывает много
споров. Действительно, могут ли быть определены критерии, по которым
оцениваются результаты муз. воспитания, если совершенно невозможно измерить
воздействие музыки. Но сегодняшняя образовательная ситуация требует создания
четкого представления о результатах педагогической деятельности, поскольку
именно они позволяют ориентироваться в тенденциях развития педагогической
системы, акцентировать внимание на самом существенном в педагогическом
процессе. Поэтому существуют специальные методики, которые, дополняя друг
друга, в совокупности дают объективную характеристику музыкальной культуры
школьников. Такие методики дают возможность судить как о возрастных изменениях,
так и об изменениях, связанных с обучением.
Для
получения наглядного представления о том, какими критериями можно
руководствоваться, предлагаются две таблицы:
Табл.1
Параметры
Критерии певческого развития
Неудов, результат
Удов, результат
Хороший результат
1. Музыкальный слух
Нечистое, фальшивое интонирование по всему
диапазону
Вялое безразличное пение. При слушании ребенок
рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке.
Поет довольно выразительно, с подъемом. К слушанию
музыки проявляет не всегда устойчивый интерес.
При исполнении песен активен. Любит, понимает
музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.
Таблица2
Критериальная
характеристика уровней сформированности творческой деятельности.
Критерии творчества:
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
/. Самостоятельность.
Частичная.
Частичная
или полная.
Полная.
2. Поиск и перебор возможных
вариантов движения к цели.
В
частичном объеме с помощью учителя.
В полном качественном виде.
Эти
таблицы дают наглядное представление о коренных изменениях, которые привнесла
новая концепция преподавания музыки в школе. Если в прежней школе существовал
приоритет навыков, умений (табл.1), то в новой программе отдается предпочтение
развитию творческих способностей детей (табл. 2).
В
заключении хочу назвать условия, при которых оценка, по моему мнению, может
стимулировать интерес к музыкальным занятиям:
• Иметь
всесторонний характер, наиболее полно отражающий развитие учащихся в
разных видах муз. деятельности.
• Выставляться с
учетом индивидуальных особенностей уч-ся, его муз. Опыта.
• Быть объективной.
• Фиксировать
успехи в развитии умении, навыков, компетентностей уч-ся с недостаточными
муз. способностями.
• Быть результатом
фронтальных, индивидуальных и групповых форм работы.
• Иметь
эмоционально-положительную направленность.