Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
В соответствии с Законом об образовании (2008 г.) «Федеральные государственные образовательные стандарты … включают в себя требования к:
…2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе …
материально-техническим и иным условиям». Данный Перечень составлен на
основе федерального компонента государственного образовательного
стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ №1089 от
05.03.2004) и его развития в Стандарте общего образования второго
поколения (Материалы РАО 2005 – 2008 www.standart.edu.ru). Перечень имеет статус методических рекомендации Минобрнауки.
Сфера охвата перечня
Перечень характеризуют образовательную
среду образовательной организации, включенную в реализацию программ
общего образования (далее, для краткости, образовательную среду школы),
благоприятную для качественного образования детей. В нем не
рассматриваются вопросы о:
- здании школы,
- мебели, оборудовании раздевалок, живых растениях в рекреациях и т.д.
- торгово-технологическом оборудовании.
В
Перечень входят элементы материальной и информационной среды
образовательного процесса. При этом в Перечне отражаются и вопросы
оснащения воспитательного процесса, управления образовательным процессом.
Цели и назначение перечня
Перечень
охватывает все предметы и стороны образовательного процесса и
определяет общие ориентиры в создании оптимальной образовательной среды.
Перечень предполагается использовать как рекомендацию при оснащении и
аттестации общеобразовательных учреждений (включая дошкольные) и
разработке новых видов оснащения.
Общешкольное оснащение
В Перечне представлен значительный раздел общешкольного оснащения.
Традиционно учебное оборудование «закреплялось» за кабинетами. Однако,
например, значительная часть средств информационных и коммуникационных
технологий – ИКТ предназначена для использования в различных школьных
предметах (и кабинетах), а, кроме того – в многопредметных проектах,
воспитательной работе и т. д. Примерами такого оборудования являются
видеокамера, проектор.
В
общешкольное оснащение включена, в частности, система средств,
обеспечивающих возможность развешивания визуальных материалов в
помещениях школы, что содействует формированию богатой визуальной
образовательной среды помещений, в том числе – рекреаций.
Оснащение вне предметных кабинетов
Помимо
общешкольного оснащения Перечень включают и ряд других разделов,
относящихся к оснащению образовательного процесса, не закрепленному за
предметными кабинетами. Образовательный процесс включает в себя не
только учебный компонент. Школа является центром воспитания,
эстетического развития, социализации учащегося. Этому способствуют
программы дополнительного образования, досуга, общешкольные мероприятия:
фестивали и театральные постановки, публичные защиты проектов и
ученические конференции, дискотеки, проекты по воссозданию истории школы
и сбору экспонатов для школьного музея и т.д. Все это требует
соответствующей поддержки в оснащении школы, прежде всего, средствами
ИКТ, но не только ими. Поэтому в состав оборудования настоящего Перечня,
включено, например, оборудование актовых залов. Такое оборудование
многофункционально, интегративно, оно используется для лекций педагогов
или приглашенных профессоров, для торжественных актов школы, на
межшкольных семинарах, вечерах отдыха, для работы с родителями и
общественностью и т. д.
Деятельность
школьной администрации все в большей степени опирается на электронный
документооборот и современные средства планирования, учета и контроля
деятельности образовательного учреждения. Для выполнения этой работы
необходимо соответствующее оснащение, отраженное в Перечне.
Основные принципы составления Перечня
В основу разработки Перечня были положены принципы:
- Максимально
возможное покрытие современного и перспективного содержания
образования, прежде всего – деятельностного его компонента
- Соотнесенность
с современными приоритетами целей образования, мировыми тенденциями
развития содержания образования и образовательных технологий,
современными и разрабатываемыми российскими требованиями к содержанию,
программам обучения, с учебной литературой
- Преемственность по отношению к ранее создававшимся и действующим перечням, учет практики работы российской школы
- Инвариантность описания оснащения относительно конкретных используемых образовательных программ и учебников
- Инвариантность
описания оснащения относительно конкретных производителей, моделей
оборудования и специфических конструктивных решений
- Интеграцию современной материальной и информационной образовательной среды
- Единство всего учебного, воспитательного и организационно-управленческого пространства школы
- Изначальное
создание перечней не как линейного списка, а как наполнения базы
данных, которое может иметь различное экранное и печатное (бумажное)
представление, позволяет расширение, как по составу, так и по
детализации (например, производителем).
Одним
из условий, которое соблюдалось при создании требований, является
полнота (насколько это возможно в рамках существующих сегодня
материальных и информационных объектов образовательного назначения)
относительно дидактических единиц изучения каждого школьного предмета.
Цифровая
(электронная) форма представления Перечня дает возможность, при
необходимости, расположить содержащиеся в нем единицы оснащения в
соответствии с порядком тем в стандарте, программе или конкретном
учебнике, автоматически учесть использование одной и той же единицы
оборудования в нескольких темах.
Информационно-коммуникационные технологии в перечне
Средства
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) являются наиболее
быстро меняющимся компонентом школьной образовательной среды. Сегодня
эти средства используются практически во всем образовательном процессе,
существенно расширяя, фактически делая открытым, информационное
пространство образования, давая учащимся и учителям в руки принципиально
новые инструменты, в том числе, используемые в профессиональной
деятельности.
В
настоящее время в общем образовании РФ недостаточно средств ИКТ для
того, чтобы обеспечить полную информатизацию всего образовательного
процесса. При этом и среди учителей только меньшинство может обеспечить
вполне компетентное использование ИКТ в своем курсе. Естественная
стратегия, предполагаемая Перечнем, состоит в том, чтобы вести процесс
оснащения образовательных учреждений параллельно с формированием
ИКТ-компетентности педагогов и планированием этими педагогами своей
деятельности с компетентным применением ИКТ. При таком переходе процесс
информатизации российского среднего образования может занять 5-15 лет.
Требованием к условиям образовательного процесса в этот период является
обеспечение средствами ИКТ учителей, прошедших процедуру аттестации
своей ИКТ-компетентности и осуществивших, согласованное со всем
образовательным учреждением планирование применения ИКТ. В дополнении к
этому, создаются начальные условия формирования ИКТ-компетентности
учителей в каждой школе – минимальный уровень оснащения средствами ИКТ,
обеспечивающий знакомство с ними учителей, начало внутришкольного
педагогического эксперимента по эффективности их применения в
образовательном процессе.
Среди средств ИКТ выделяются общепользовательские: компьютеры, проекторы, принтеры, редакторы гипер-текстов, мультимедиа, презентаций и веб-страниц, браузеры; а также предметные,
обеспечивающие цифровое измерение и обработку данных, компьютерное
моделирование и управление процессами, изобразительное и музыкальное
творчество.
Оборудование ИКТ
Как
было сказано выше, не все учителя сегодня могут и хотят эффективно
использовать средства ИКТ в своей работе. В то же время необходимо
обеспечить средствами ИКТ работу всех учителей, которые готовы к
такому использованию, и их учащихся. Ряд элементов общешкольного
оборудования ИКТ, в особенности, в своем мобильном варианте (мобильный
компьютер, мобильный сканер, превращающий любую доску в интерактивную),
видеокамера и т. д. может динамично выделяться на тот урок, где оно
запланировано к использованию.
Средства
ИКТ, являющиеся предметными, находят отражение не в общешкольном
оснащении, а в оснащении предмета. Оборудование ИКТ может приобретаться
школой (в частности, предоставляться учредителем) по мере готовности
педагогов к его применению в образовательном процессе и формирования
этими педагогами поурочных календарных планов такого применения. При
развитии ИКТ-компетентности педагогов некоторые из средств ИКТ,
например, проектор, могут закрепляться за кабинетом и использоваться в
стационарном варианте (для проектора – более эргономичном – потолочном,
надэкранным), для сканера – в варианте сканера, совмещенного с белой
доской.
Цифровые образовательные ресурсы
Цифровые образовательные ресурсы в общем образовании играют роль:
§ информационных источников, используемых в образовательном процессе;
§ инструментов деятельности учащегося и учителя;
§ средств организации образовательного процесса.
Цифровым
образовательным ресурсам могут быть присущи функции, аналогичные
функциям учебной литературы, наглядных пособий (плакатов, муляжей и
т.д.), лабораторного оборудования, инструментов письма, классного
журнала и т. д. Для абсолютного большинства перечисленных элементов
оснащения возможно и имеет смысл в определенных ситуациях использование
аналогичных цифровых образовательных ресурсов; такие аналоги
предусматриваются Перечнем. Например, писать текст эффективнее с помощью
компьютера, в Интернете доступен существенно больший объем литературы,
чем в любой школьной библиотеке и т.д.
При
этом цифровая версия учебника сегодня не может заменить бумажную. Свой
основной учебник учащиеся используют в бумажном формате. Доступная через
компьютер цифровая версия учебника удобна для поиска в тексте нужной
информации, добавления в текст ссылок на другие источники и т. д. (Для
этого используются соответствующие инструменты деятельности.)
Виртуальная лаборатория может лишь частично заменить реальную, но в ней
можно поставить эксперименты, которые в школьной лаборатории поставить
невозможно. В то же время цифровые измерительные приборы (датчики,
подсоединяемые к компьютеру) существенно расширяют эффективность
реальных (невиртуальных) школьных лабораторных работ, как активной формы
образовательного процесса, дают новые возможности для проектной
деятельности.
С
точки зрения оснащения образовательных учреждений принципиальной
особенностью цифровых образовательных ресурсов является то, что они
допускают практически бесплатное копирование (тиражирование). Поэтому
наличие их в каждом образовательном учреждении (или возможность для
такого наличия) будет постепенно обеспечиваться приобретением на
федеральном уровне права на его использование для всех образовательных
учреждений. Это право дает возможность для всякого образовательного
учреждения «скачать» ресурс по Интернету или получить в другом
образовательном учреждении.
Среди
таких ресурсов могут иметься: портреты выдающихся ученых, тексты
хрестоматий и т. д. В соответствии с федеральной политикой повсеместного
бесплатного обеспечения школ цифровыми образовательными ресурсами,
расширение их присутствия в Перечне будет приводить к экономии
муниципальных, региональных бюджетов и, в конечном итоге,
консолидированного бюджета образования.
Формирование состава информационных источников по предмету
Среди информационных источников
присутствуют универсальные (общепользовательские): энциклопедии,
словари; и предметные: коллекции видеоклипов, литературных произведений,
картинных галерей, архивов и т. д.
Важную
роль среди информационных источников играют визуальные источники,
постоянно размещаемые в классе. В Перечне даны рекомендации по их
составу.
Центральную
роль в организации всего учебного процесса по данному предмету в школе
играет (наряду со Стандартом и ЕГЭ) учебник. Именно поэтому федеральные
органы управления образованием обеспечивают и регламентируют процедуру
получения учебниками грифа (только при наличии такого грифа учебное
издание имеет право называться учебником). Перечень предусматривает, что
в федеральной коллекции цифровых образовательных ресурсов, доступных
любому образовательному учреждению, имеются все учебники.
Естественно,
что авторский коллектив учебника, получившего федеральный гриф, имеет
основание, право и, в определенной степени – обязанность на участие (в
рамках Стандарта) в определении визуальной среды, в которой идет учебный
процесс по этому учебнику. В силу этого Перечень предусматривает, что
автор или представляющее его интересы издательство в рамках получения
грифа представляет свои предложения (рекомендации) по визуальной среде
учебно-методического комплекса их учебника.
Эти
предложения могут включать изменения в составе визуальных источников,
постоянно размещаемых в классе и рекомендуемых настоящим перечнем:
таблиц и плакатов, размещаемых на фронтальной стене класса, и портретов.
Изменения представляются в форме размещаемых в Интернете
изобразительного источника для использования на компьютерном экране и
источника, предназначенного для полиграфического воспроизведения,
свободно разрешенного для системы образования РФ.
Кроме
того, предложения могут рекомендовать информационные источники
(справочники, атласы, хрестоматии, тематические таблицы), рекомендуемые к
использованию в учебном процессе по данному учебнику. Рекомендации
могут включать:
· ссылки ни существующую полиграфическую продукцию
· цифровые информационные источники в формате, предназначенном для просмотра в Интернете.
При
получении учебником грифа, эти ссылки и источники размещаются в
федеральной коллекции цифровых образовательных ресурсов вместе с
учебником и получают независимое описание, с указанием на учебник в
соответствующем поле. В учебном процессе при этом могут использоваться
как указанная полиграфическая продукция, так и цифровые информационные
источники, так и полиграфические варианты этих источников. При этом
права на полиграфическую продукцию авторы (издатель) учебника никому не
передают.
Демонстрационное и лабораторное оснащение
В
большом числе школьных предметов российская традиция выделяет
демонстрационное оснащение, например, амперметр со шкалой, видной всему
классу (во время демонстрационного опыта, проводимого учителем), и
лабораторное – соответственно, аналогичный прибор, используемый учащимся
при проведении опыта. Современная тенденция развития мирового и
российского образования подчеркивает важность активных форм приобретения
знаний, умений, навыков, на деятельность ориентирован и
компетентностный подход. В связи с этим Перечень предусматривает
максимальные возможности для лабораторных работ, сохраняя
терминологическую традицию выделения демонстрационного и лабораторного
оборудования. В области естественных наук расширение указанных
возможностей обеспечивается, в частности, использованием цифровых
инструментов измерения и обработки данных, в математике – использованием
виртуальных лабораторий, в ряде других предметов – возможностью
фиксации звуковых и зрительных образов средствами ИКТ. В виртуальных
лабораториях учащиеся могут провести и демонстрационные опыты учителя и
значительное число других экспериментов.
Оснащение индивидуального использования
В
оснащение образовательного процесса обычно не включаются такие
предметы, как тетради, пишущие принадлежности. Также традиционно, они
приобретаются за средства родителей. В настоящем Перечне все необходимые
элементы образовательной среды указаны (включая и учебники и иную
учебную литературу). При этом, тетради, ручки, карандаши и резинки
помещены в общешкольное оснащение
Актуальным
является и вопрос об обеспечении учебного процесса расходными
материалами. В частности, необходимо нормирования бумаги для распечатки
учебных материалов учащихся. В Перечне приведены примерные нормы. При
этом вопрос об источниках финансирования оснащения индивидуального
использования выходит за рамки настоящего документа.
Особый
раздел Перечня составляют требования к помещениям. В них входят
требования к электропитанию и компьютерным сетям, условиям освещенности и
т. д. Без выполнения этих требований эффективное использование ряда
элементов оснащения невозможно.
Проблемы с вирусами? И? www.timdim.ru - звони поможем!
|