ТИПОЛОГИЯ
УРОКОВ
Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок
является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки
могут бить разделены на типы по различным признакам. Этим объясняется
существование многочисленных классификаций уроков.
В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим
типологиям уроков:
- по основной
дидактической цели;
- по основному
способу их проведения;
- по основным
этапам учебного процесса.
По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:
- урок ознакомления с новым материалом;
- урок закрепления изученного;
- урок применения знаний и умений;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки и коррекции знаний и умений;
- комбинированный урок.
Типологией по основному способу проведения их подразделяют на
уроки:
- в форме беседы;
- лекции;
- экскурсии;
- киноуроки;
- самостоятельная работа учащихся;
- лабораторные и практические работы;
- сочетание различных форм занятий.
Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса,
то выделяют уроки:
- вводные;
- первичного ознакомления материалом;
- образования понятий, установления законов
и правил;
- применения полученных правил на практике;
- повторения и обобщения;
- контрольные;
- смешанные или комбинированные.
Для более полного охвата разнообразных по своему назначению
уроков, которые конструируются в практике обучения, их разделяют не только по
типам, но и по видам. Деление уроков на виды наиболее целесообразно
осуществлять по характеру деятельности учителя и учащихся. При этом подразделение
на виды происходит для каждого типа урока в рамках используемой типологии. Так,
например, КОНТРОЛЬНЫЕ УРОКИ, являющиеся одним из элементов типологии по
основным этапам учебного процесса, они подразделяются, на следующие виды: уроки
устного опроса; письменного опроса; зачеты; лабораторные и практические работы;
самостоятельные и контрольные работы; сочетание разных видов. Подразделение
уроков на типы и виды, тем не менее, не делает полными имеющиеся типологии. В
качестве примеров подобных типологий, подразделяющих уроки по форме их
проведения, можно привести следующие типы уроков:
1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс,
турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина
и т.д.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах
работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство,
анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж,
рецензия и т.д.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной
организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок,
урок-"дублер начинает действовать" и т.д.
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения:
пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама,
телемост, репортаж, диалог, "живая газета", устный журнал и т.д.
5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и
организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т.д.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно
- культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие,
прогулки и т.д.
7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз т.д.
8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы:
"следствие ведут знатоки", спектакль, "брейн-ринг",
диспут и т.д.
9. Интегрированные уроки.
10. Трансформация традиционных способов
организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-защита
оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т.д.
В качестве примеров другого подхода к типологии уроков форме их
проведения можно привести такие блоки однотипных уроков:
- Уроки творчества: урок изобретательства, урок-выставка,
урок-сочинение, урок - творческий отчет и т.д.
- Уроки, созвучные с общественными тенденциями: урок -
общественный смотр знаний, урок-диспут, урок-диалог и т.д.
- Межпредметный
и внутрикурсовой уроки: одновременно по двум
предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т.д.
- Уроки с элементами
историзма: урок об ученых, урок-бенефис, урок-исторический
обзор, урок-портрет и т.д.
- Театрализованные уроки: урок-спектакль, урок воспоминаний,
урок-суд, урок-аукцион и т.д.
-
Игровые уроки: урок - деловая игра, урок - ролевая игра, урок с
дидактической игрой, урок-соревнование, урок-путешествие и т. д.
- Вспомогательные уроки:
урок-тест, урок для родителей, урок консультация и т.д.
Сопоставление различных типологий уроков позволяет отметить
определенную тенденцию - стремление более полно охватить современные формы
организации урока. Вместе с тем созданные в последнее время типологии нуждаются
в регулярном пополнении, уточнении и переработке. И за всей информацией об этом
учитель должен постоянно следить и хорошо в ней разбираться. К тому же в
практике обучения конструирование учителем систем уроков, как правило, не
укладывается в рамки какой-то одно типологии. При этом приходится решать и
проблемы, связанные с выбором или компоновкой той или иной системы уроков.
Существенную помощь здесь может оказать знание специфики строения совокупности
уроков, в которых аккумулируются наиболее характерные конструктивные элементы
остальных уроков.
http://www.atet.su/IMUZ/tipy_urokov.htm
|